Вопрос. Как построить изображение светящейся точки в плоском зеркале?
Задача. Робот «Мотылек» (М) ищет вокруг себя светящиеся объекты и едет к первому из тех, которые «увидел». Если он «увидит» одновременно два или более светящихся объекта, он выбирает себе цель случайным образом. М находится в углу зала размером
Ответ на вопрос. Лучи, идущие от светящейся точки, отражаются от поверхности плоского зеркала таким образом, что в плоскости хода лучей угол падения равен углу отражения. Как видно из построения, продолжения отраженных лучей пересекаются в точке, лежащей за зеркалом на перпендикуляре к его плоскости на расстоянии, равном расстоянию от источника света. Таким образом, мнимое изображение точечного источника располагается симметрично источнику относительно плоскости зеркала.
Решение задачи. Для того, чтобы лучи света от лампочки попали на фотоэлементы «Мотылька» после отражения от зеркала, они до отражения должны идти в точку симметричную М относительно зеркала. Пусть M сместился от начального положения на расстояние x м. Тогда сместилась на это же расстояние в противоположную сторону, поэтому область, которую «видит» M через зеркало, находится между прямыми, проведенными из через края зеркала (см. рис.). Нам нужно определить время, за которое каждая из лампочек попадет в эту область. Для лампочки №1: поскольку движется со скоростью υ, то край области «видимости» — точка N движется навстречу 1 со скоростью
Начальное расстояние между N и 1 равно поэтому момент времени, в который M увидит лампочку №1 соответствует
Для лампочки №2 область видимости может быть ограничена по двум причинам: световой луч от лампочки должен отражаться от зеркала и по дороге к зеркалу не должен пересекать ширму. Пусть точка К пересечение прямой из проходящей через край зеркала, и линии движения 2. Эта точка удаляется от 2 со скоростью
а начальное расстояние между ними
поэтому 2 «догонит» К за время
и это время в точности равняется t1! При этом точка C — точка пересечения луча с плоскостью ширмы находится от стены на расстоянии
то есть в этот момент ширма не мешает M «видеть» лампочку №2 в зеркале. Итак, мы обнаружили, что M «увидит» обе лампочки одновременно, и поэтому он выберет цель случайным образом. Значит, невозможно определить, какую из лампочек M начнет преследовать.
Ответ: определить, какую из лампочек M начнет преследовать, невозможно, так как обе лампочки он «увидит» одновременно, спустя время после начала движения. Максимальная оценка за решение задачи: 20 технических балов. Максимальная сумма технических баллов за работу на теоретическом туре: 100.
Примечание.
В вычислениях скоростей и расстояний использовались свойства подобных треугольников.