сайты - меню - вход - но­во­сти


Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Тип 0 № 3048
i

 Эн­ко­дер опре­де­лил, что угол по­во­ро­та ве­ду­щих колес ро­бо­та за не­ко­то­рое время со­ста­вил 1440°. У ро­бо­та две пары колес: зад­ние (ве­ду­щие)  — ра­ди­у­сом 4 см, и пе­ред­ние  — ра­ди­у­сом 3 см. Пе­ред­ние ко­ле­са ро­бо­та не про­скаль­зы­ва­ют.

1.1. Чему может быть равен путь, прой­ден­ный ро­бо­том за это время?

1.2. Как за­ви­сит прой­ден­ный ро­бо­том путь s (при за­дан­ной ве­ли­чи­не угла по­во­ро­та ве­ду­щих колес ϕ) от ко­эф­фи­ци­ен­та тре­ния колес о по­верх­ность μ? На­при­мер, если s1  — путь, прой­ден­ный при зна­че­нии ко­эф­фи­ци­ен­та тре­ния \mu_1=0,5, а s2  — при \mu_2=0,25 и той же ве­ли­чи­не угла по­во­ро­та, то что боль­ше: s1 или s2?

1.3. Если прой­ден­ный ро­бо­том путь равен 60 см, то каков угол по­во­ро­та пе­ред­них колес?

1.4. До­пу­стим, что аэро­ди­на­ми­че­ский про­филь ро­бо­та  — ней­траль­ный (то есть при его дви­же­нии не воз­ни­ка­ет ни при­жи­ма­ю­щей, ни подъ­ем­ной силы), а сила со­про­тив­ле­ния воз­ду­ха про­пор­ци­о­наль­на квад­ра­ту его ско­ро­сти. У нас есть не­сколь­ко таких ро­бо­тов оди­на­ко­вой формы, оди­на­ко­вых раз­ме­ров и массы, с оди­на­ко­вы­ми ко­ле­са­ми, но с раз­ной по­лез­ной мощ­но­стью дви­га­тель­ной уста­нов­ки. Они раз­го­ня­ют­ся до мак­си­маль­ной ско­ро­сти по одной и той же длин­ной го­ри­зон­таль­ной по­верх­но­сти. Все­гда ли ока­жет­ся, что робот с более мощ­ным дви­га­те­лем раз­го­нит­ся до боль­шей ско­ро­сти, или это может быть не так? Ответ объ­яс­нить.

Спрятать решение

Ре­ше­ние.

1.1. Если ве­ду­щие ко­ле­са не про­скаль­зы­ва­ют, то за каж­дый обо­рот ко­ле­са робот про­хо­дит путь

s_1=2 Пи r_B=2 Пи умно­жить на 4 см \approx 25,133 см

и 1440 в сте­пе­ни левая круг­лая скоб­ка \circ пра­вая круг­лая скоб­ка =4 умно­жить на 360 в сте­пе­ни левая круг­лая скоб­ка \circ пра­вая круг­лая скоб­ка , то есть ве­ду­щие ко­ле­са со­вер­ши­ли 4 обо­ро­та, и в от­сут­ствие про­скаль­зы­ва­ния s \approx 100,5 см  — при­мер­но 1 м. Если ко­ле­са про­скаль­зы­ва­ют, то путь будет мень­ше. В от­сут­ствие тре­ния ве­ду­щие ко­ле­са кру­тят­ся на месте, а робот не дви­жет­ся.

1.2. Если ве­ду­щие ко­ле­са не про­скаль­зы­ва­ют, то путь не за­ви­сит от ко­эф­фи­ци­ен­та тре­ния, но при сни­же­нии ко­эф­фи­ци­ен­та тре­ния ко­ле­са на­чи­на­ют сколь­зить  — тем силь­нее, чем мень­ше тре­ние.

1.3. Ясно, что этот угол опре­де­ля­ет­ся из со­от­но­ше­ния (по усло­вию пе­ред­ние ко­ле­са не про­скаль­зы­ва­ют):

\varphi=360 в сте­пе­ни левая круг­лая скоб­ка \circ пра­вая круг­лая скоб­ка умно­жить на дробь: чис­ли­тель: 60 см, зна­ме­на­тель: 2 Пи умно­жить на 3 см конец дроби \approx 1146 в сте­пе­ни левая круг­лая скоб­ка \circ пра­вая круг­лая скоб­ка .

1.4. У ро­бо­та с более мощ­ным дви­га­те­лем при той же ско­ро­сти на вал ве­ду­щих колес пе­ре­да­ет­ся боль­шее уси­лие, и он с боль­шей силой «от­тал­ки­ва­ет­ся» от по­верх­но­сти. Мак­си­маль­ная ско­рость до­сти­га­ет­ся, когда сила от­тал­ки­ва­ния урав­но­ве­ши­ва­ет­ся воз­рас­та­ю­щей силой со­про­тив­ле­ния воз­ду­ха. По­это­му, если ве­ду­щие ко­ле­са не про­скаль­зы­ва­ют, то робот с более мощ­ным дви­га­те­лем раз­го­нит­ся до боль­шей ско­ро­сти. Но сила от­тал­ки­ва­ния не может быть боль­ше мак­си­маль­ной силы тре­ния покоя, при­мер­но рав­ной силе тре­ния сколь­же­ния. То есть если ве­ду­щие ко­ле­са про­скаль­зы­ва­ют, то уве­ли­че­ние мощ­но­сти уже не при­во­дит к уве­ли­че­нию мак­си­маль­ной ско­ро­сти. Это же объ­яс­не­ние можно по­стро­ить и в форме рас­че­та: в от­сут­ствие про­скаль­зы­ва­ния мощ­ность

P=F умно­жить на v \Rightarrow F= дробь: чис­ли­тель: P, зна­ме­на­тель: v конец дроби

(то есть при по­сто­ян­ной мощ­но­сти сила от­тал­ки­ва­ния убы­ва­ет с ро­стом ско­ро­сти), а сила со­про­тив­ле­ния F_c= бета умно­жить на v в квад­ра­те , где ко­эф­фи­ци­ент  бета за­ви­сит толь­ко от раз­ме­ров и формы ро­бо­та. Мак­си­маль­ная ско­рость опре­де­ля­ет­ся из усло­вия

 дробь: чис­ли­тель: P, зна­ме­на­тель: v конец дроби = бета умно­жить на v в квад­ра­те \Rightarrow v _\max = левая круг­лая скоб­ка дробь: чис­ли­тель: P, зна­ме­на­тель: бета конец дроби пра­вая круг­лая скоб­ка в сте­пе­ни левая круг­лая скоб­ка дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: 3 конец дроби пра­вая круг­лая скоб­ка ,

то есть рас­тет с ро­стом мощ­но­сти. Но при этом сила от­тал­ки­ва­ния не долж­на пре­вос­хо­дить F_тр=\mu m g, то есть

 левая круг­лая скоб­ка бета P в квад­ра­те пра­вая круг­лая скоб­ка в сте­пе­ни левая круг­лая скоб­ка дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: 3 конец дроби пра­вая круг­лая скоб­ка мень­ше или равно \mu m g \Rightarrow P мень­ше или равно ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: дробь: чис­ли­тель: \mu в сте­пе­ни левая круг­лая скоб­ка 3 конец ар­гу­мен­та m в кубе g в кубе , зна­ме­на­тель: бета конец дроби пра­вая круг­лая скоб­ка .

При боль­шей мощ­но­сти  левая круг­лая скоб­ка P боль­ше ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: дробь: чис­ли­тель: \mu в сте­пе­ни левая круг­лая скоб­ка 3 конец ар­гу­мен­та m в кубе g в кубе , зна­ме­на­тель: бета конец дроби пра­вая круг­лая скоб­ка пра­вая круг­лая скоб­ка ве­ду­щие ко­ле­са про­скаль­зы­ва­ют, и мак­си­маль­ная ско­рость опре­де­ля­ет­ся из усло­вия

\mu m g= бета умно­жить на v в квад­ра­те \Rightarrow v _\max = ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: дробь: чис­ли­тель: \mu m g, зна­ме­на­тель: бета конец дроби конец ар­гу­мен­та ,

то есть уже не за­ви­сит от мощ­но­сти.

 

Ответ: 1.1) от нуля до 1 метра; 1.2) пути оди­на­ко­вы или боль­ше путь при боль­шем тре­нии: s_1 боль­ше или равно s_2; 1.3) при­мер­но 1146°; 1.4) не все­гда  — может быть, что ро­бо­ты с раз­ной мощ­но­стью дви­га­те­ля раз­го­нят­ся до оди­на­ко­вой ско­ро­сти.

Спрятать критерии
Критерии проверки:

Участ­ни­ки от­бо­роч­но­го этапа участ­во­ва­ли в peги­о­наль­ных ро­бо­то­тех­ни­че­ских со­рев­но­ва­ни­ях и вы­пол­ня­ли за­да­ния от­бо­роч­но­го этапа по фи­зи­ке. За­да­ния ро­бо­то­тех­ни­че­ских со­рев­но­ва­ний и за­да­ния по фи­зи­ке были те­ма­ти­че­ски свя­за­ны. Все участ­ни­ки, не­за­ви­си­мо от клас­са, вы­пол­ня­ли два из че­ты­рех за­да­ний. Кри­те­рии оце­ни­ва­ния от­ве­тов были раз­лич­ны для млад­шей (7-9 клас­сы) и стар­шей (10 и 11 клас­сы) групп. Мак­си­маль­ная сумма бал­лов за ро­бо­то­тех­ни­че­ские со­рев­но­ва­ния: 60 бал­лов. Мак­си­маль­ная сумма бал­лов за одно за­да­ние: 20 бал­лов. Рас­пре­де­ле­ние бал­лов за­да­ния по во­про­сам:

Во­прос 1 — мак­си­маль­ная оцен­ка 2 балла;

Во­прос 2 — мак­си­маль­ная оцен­ка 4 балла;

Во­прос 3 — мак­си­маль­ная оцен­ка 4 балла;

Во­прос 4 — мак­си­маль­ная оцен­ка 10 бал­лов.

Классификатор: Ме­ха­ни­ка. Ди­на­ми­ка дви­же­ния по окруж­но­сти