Энкодер определил, что угол поворота ведущих колес робота за некоторое время составил 1440°. У робота две пары колес: задние (ведущие) — радиусом
1.1. Чему может быть равен путь, пройденный роботом за это время?
1.2. Как зависит пройденный роботом путь s (при заданной величине угла поворота ведущих колес ϕ) от коэффициента трения колес о поверхность μ? Например, если s1 — путь, пройденный при значении коэффициента трения а s2 — при и той же величине угла поворота, то что больше: s1 или s2?
1.3. Если пройденный роботом путь равен
1.4. Допустим, что аэродинамический профиль робота — нейтральный (то есть при его движении не возникает ни прижимающей, ни подъемной силы), а сила сопротивления воздуха пропорциональна квадрату его скорости. У нас есть несколько таких роботов одинаковой формы, одинаковых размеров и массы, с одинаковыми колесами, но с разной полезной мощностью двигательной установки. Они разгоняются до максимальной скорости по одной и той же длинной горизонтальной поверхности. Всегда ли окажется, что робот с более мощным двигателем разгонится до большей скорости, или это может быть не так? Ответ объяснить.
1.1. Если ведущие колеса не проскальзывают, то за каждый оборот колеса робот проходит путь
и то есть ведущие колеса совершили 4 оборота, и в отсутствие проскальзывания
1.2. Если ведущие колеса не проскальзывают, то путь не зависит от коэффициента трения, но при снижении коэффициента трения колеса начинают скользить — тем сильнее, чем меньше трение.
1.3. Ясно, что этот угол определяется из соотношения (по условию передние колеса не проскальзывают):
1.4. У робота с более мощным двигателем при той же скорости на вал ведущих колес передается большее усилие, и он с большей силой «отталкивается» от поверхности. Максимальная скорость достигается, когда сила отталкивания уравновешивается возрастающей силой сопротивления воздуха. Поэтому, если ведущие колеса не проскальзывают, то робот с более мощным двигателем разгонится до большей скорости. Но сила отталкивания не может быть больше максимальной силы трения покоя, примерно равной силе трения скольжения. То есть если ведущие колеса проскальзывают, то увеличение мощности уже не приводит к увеличению максимальной скорости. Это же объяснение можно построить и в форме расчета: в отсутствие проскальзывания мощность
(то есть при постоянной мощности сила отталкивания убывает с ростом скорости), а сила сопротивления где коэффициент зависит только от размеров и формы робота. Максимальная скорость определяется из условия
то есть растет с ростом мощности. Но при этом сила отталкивания не должна превосходить то есть
При большей мощности ведущие колеса проскальзывают, и максимальная скорость определяется из условия
то есть уже не зависит от мощности.
Ответ: 1.1) от нуля до 1 метра; 1.2) пути одинаковы или больше путь при большем трении: 1.3) примерно 1146°; 1.4) не всегда — может быть, что роботы с разной мощностью двигателя разгонятся до одинаковой скорости.