сайты - меню - вход - но­во­сти


Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Тип 0 № 3049
i

Робот осна­щен дат­чи­ком осве­щен­но­сти, ко­то­рый из­ме­ря­ет све­то­вую энер­гию, по­па­да­ю­щую в ма­лень­кое «вход­ное окно» дат­чи­ка. Ис­точ­ни­ком света слу­жит не­боль­шая по раз­ме­рам лам­поч­ка, ис­пус­ка­ю­щая свет оди­на­ко­во во всех на­прав­ле­ни­ях.

1.1. Пусть робот дви­жет­ся прямо на лам­поч­ку, и при этом дат­чик на­прав­лен на лам­поч­ку (то есть плос­кость вход­но­го окна раз­вер­ну­та пер­пен­ди­ку­ляр­но этому на­прав­ле­нию). За пять се­кунд по­ка­за­ния дат­чи­ка уве­ли­чи­лись в n  =  6,76 раза. Во сколь­ко раз за это время умень­ши­лось рас­сто­я­ние между дат­чи­ком и лам­поч­кой?

1.2. Робот оста­нав­ли­ва­ет­ся на не­ко­то­ром рас­сто­я­нии от лам­поч­ки и на­чи­на­ет вра­щать­ся на месте. При каком на­прав­ле­нии дат­чи­ка (по от­но­ше­нию к лам­поч­ке) по­ка­за­ния дат­чи­ка во время этого вра­ще­ния мак­си­маль­ны? Во сколь­ко раз умень­шит­ся из­ме­ря­е­мая дат­чи­ком осве­щен­ность, если он по­вер­нет­ся на угол 60° от этого на­прав­ле­ния?

1.3. Пусть те­перь робот дви­жет­ся по пря­мой, про­хо­дя­щей на рас­сто­я­нии l=1 м от лам­поч­ки, и дат­чик осве­щен­но­сти все­гда на­прав­лен «влево» по ходу дви­же­ния (см. ри­су­нок). При про­хож­де­нии точки О (бли­жай­шей к лам­поч­ке точки пря­мой) дат­чик по­ка­зы­ва­ет осве­щен­ность I0. Какой фор­му­лой опи­сы­ва­ет­ся за­ви­си­мость по­ка­за­ний дат­чи­ка от рас­сто­я­ния x (из­ме­ря­е­мо­го в мет­рах) от ро­бо­та до точки?

1.4. Ро­бо­та и лам­поч­ку по­ме­сти­ли на оди­на­ко­вом рас­сто­я­нии 2l  =  2 м от плос­кой зер­каль­ной стен­ки. Рас­сто­я­ние между ро­бо­том и лам­поч­кой r  =  3 м. Вход­ное окно дат­чи­ка осве­щен­но­сти снаб­ди­ли узкой длин­ной «на­прав­ля­ю­щей тру­бой» с чер­ны­ми стен­ка­ми. Робот вра­ща­ет­ся на месте. Когда труба на­прав­ле­на на лам­поч­ку, дат­чик по­ка­зы­ва­ет осве­щен­ность I0. Во сколь­ко раз от­ли­ча­ют­ся от I0 по­ка­за­ния дат­чи­ка в мо­мент, когда труба на­прав­ле­но на изоб­ра­же­ние лам­поч­ки в зер­ка­ле? Во сколь­ко раз эти по­ка­за­ния будут от­ли­чать­ся от I0, если по­ме­стить на рас­сто­я­нии 4l=4 м от стен­ки не­боль­шое плос­кое зер­ка­ло так, чтобы от­ра­жен­ные от стен­ки и этого зер­ка­ла лучи света от лам­поч­ки по­па­да­ли на ро­бо­та, и на­пра­вить трубу на это зер­ка­ло? Счи­тать, что обе зер­каль­ные по­верх­но­сти от­ра­жа­ют  дробь: чис­ли­тель: 9, зна­ме­на­тель: 8 конец дроби по­то­ка па­да­ю­щей на них све­то­вой энер­гии для всех углов па­де­ния.

Спрятать решение

Ре­ше­ние.

1.1. По мере уда­ле­ния от лам­поч­ки пло­щадь по­верх­но­сти сферы рас­тет про­пор­ци­о­наль­но квад­ра­ту ра­ди­у­са. По­это­му мощ­ность из­лу­че­ния лам­поч­ки, ре­ги­стри­ру­е­мая на рас­сто­я­нии r от нее, убы­ва­ет об­рат­но про­пор­ци­о­наль­но r2.

1.2. Ясно, что мак­си­маль­ное ко­ли­че­ство энер­гии в еди­ни­цу вре­ме­ни по­па­да­ет в дат­чик, когда плос­кость вход­но­го окна раз­вер­ну­та пер­пен­ди­ку­ляр­но на­прав­ле­нию на лам­поч­ку. Не­труд­но за­ме­тить, что при по­во­ро­те на угол 60° пло­щадь участ­ка фрон­та све­то­вой волны, лучи ко­то­ро­го по­па­да­ют в вход­ное окно дат­чи­ка, умень­ша­ет­ся имен­но в два раза (можно ис­хо­дить из того, что катет, ле­жа­щий про­тив угла в 30°, в два раза мень­ше ги­по­те­ну­зы, или из того, что вы­со­та в рав­но­сто­рон­нем тре­уголь­ни­ке яв­ля­ет­ся ме­ди­а­ной, или, на­ко­нец, из того, что  ко­си­нус левая круг­лая скоб­ка 60 в сте­пе­ни левая круг­лая скоб­ка \circ пра­вая круг­лая скоб­ка пра­вая круг­лая скоб­ка =0,5 пра­вая круг­лая скоб­ка .

1.3. Учи­ты­вая оба най­ден­ных эф­фек­та (мощ­ность убы­ва­ет об­рат­но про­пор­ци­о­наль­но r в квад­ра­те , и из­ме­ня­ет­ся при по­во­ро­те от на­прав­ле­ния на лампу про­пор­ци­о­наль­но ко­си­ну­су угла по­во­ро­та, на­хо­дим, что общий закон из­ме­не­ния ин­тен­сив­но­сти света

I левая круг­лая скоб­ка x пра­вая круг­лая скоб­ка =I_0 умно­жить на дробь: чис­ли­тель: l в квад­ра­те , зна­ме­на­тель: l в квад­ра­те плюс x в квад­ра­те конец дроби умно­жить на дробь: чис­ли­тель: l, зна­ме­на­тель: ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: l в сте­пе­ни левая круг­лая скоб­ка 2 конец ар­гу­мен­та плюс x в квад­ра­те пра­вая круг­лая скоб­ка конец дроби =I_0 умно­жить на дробь: чис­ли­тель: l в кубе , зна­ме­на­тель: левая круг­лая скоб­ка l в квад­ра­те плюс x в квад­ра­те пра­вая круг­лая скоб­ка в сте­пе­ни левая круг­лая скоб­ка дробь: чис­ли­тель: 3, зна­ме­на­тель: 2 конец дроби пра­вая круг­лая скоб­ка конец дроби .

1.4. Те­перь вме­сто рас­сто­я­ния от лампы нужно брать длину прой­ден­но­го све­то­вы­ми лу­ча­ми пути от лампы до дат­чи­ка. Для лучей, ис­пы­тав­ших одно от­ра­же­ние это r_1= ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: r в сте­пе­ни левая круг­лая скоб­ка 2 конец ар­гу­мен­та плюс левая круг­лая скоб­ка 4 l пра­вая круг­лая скоб­ка в квад­ра­те пра­вая круг­лая скоб­ка =5 м, а для ис­пы­тав­ших два  — это r_2= ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: r в сте­пе­ни левая круг­лая скоб­ка 2 конец ар­гу­мен­та плюс левая круг­лая скоб­ка 8 l пра­вая круг­лая скоб­ка в квад­ра­те пра­вая круг­лая скоб­ка = ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 73 конец ар­гу­мен­та м. Кроме того, нужно учесть умень­ше­ние ин­тен­сив­но­сти из-за от­ра­же­ний. По­это­му

I_1= дробь: чис­ли­тель: 8, зна­ме­на­тель: 9 конец дроби левая круг­лая скоб­ка дробь: чис­ли­тель: r, зна­ме­на­тель: r_1 конец дроби пра­вая круг­лая скоб­ка в квад­ра­те I_0= дробь: чис­ли­тель: 8, зна­ме­на­тель: 25 конец дроби I_0,

а

I_2= левая круг­лая скоб­ка дробь: чис­ли­тель: 8, зна­ме­на­тель: 9 конец дроби пра­вая круг­лая скоб­ка в квад­ра­те левая круг­лая скоб­ка дробь: чис­ли­тель: r, зна­ме­на­тель: r_2 конец дроби пра­вая круг­лая скоб­ка в квад­ра­те I_0= дробь: чис­ли­тель: 64, зна­ме­на­тель: 657 конец дроби I_0.

Ответ: 1.1) в  ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: n конец ар­гу­мен­та =2,6 paзa; 1.2) по­ка­за­ния дат­чи­ка мак­си­маль­ны, когда он на­прав­лен точно на лам­поч­ку. При по­во­ро­те на угол 60° от этого на­прав­ле­ния по­ка­за­ния умень­ша­ют­ся в два раза; 1.3) это фор­му­ла I левая круг­лая скоб­ка x пра­вая круг­лая скоб­ка =I_0 умно­жить на дробь: чис­ли­тель: l в кубе , зна­ме­на­тель: левая круг­лая скоб­ка l в квад­ра­те плюс x в квад­ра­те пра­вая круг­лая скоб­ка в сте­пе­ни левая круг­лая скоб­ка дробь: чис­ли­тель: 3, зна­ме­на­тель: 2 конец дроби пра­вая круг­лая скоб­ка конец дроби ; 1.3) это фор­му­ла I левая круг­лая скоб­ка x пра­вая круг­лая скоб­ка =I_0 умно­жить на дробь: чис­ли­тель: l в кубе , зна­ме­на­тель: левая круг­лая скоб­ка l в квад­ра­те плюс x в квад­ра­те пра­вая круг­лая скоб­ка в сте­пе­ни левая круг­лая скоб­ка дробь: чис­ли­тель: 3, зна­ме­на­тель: 2 конец дроби пра­вая круг­лая скоб­ка конец дроби ; 1.4) I_1 мень­ше I_0 в  дробь: чис­ли­тель: 25, зна­ме­на­тель: 8 конец дроби =3,125 paзa, а I2 мень­ше I0 в  дробь: чис­ли­тель: 657, зна­ме­на­тель: 64 конец дроби \approx 10,266 раза.

Спрятать критерии
Критерии проверки:

Участ­ни­ки от­бо­роч­но­го этапа участ­во­ва­ли в peги­о­наль­ных ро­бо­то­тех­ни­че­ских со­рев­но­ва­ни­ях и вы­пол­ня­ли за­да­ния от­бо­роч­но­го этапа по фи­зи­ке. За­да­ния ро­бо­то­тех­ни­че­ских со­рев­но­ва­ний и за­да­ния по фи­зи­ке были те­ма­ти­че­ски свя­за­ны. Все участ­ни­ки, не­за­ви­си­мо от клас­са, вы­пол­ня­ли два из че­ты­рех за­да­ний. Кри­те­рии оце­ни­ва­ния от­ве­тов были раз­лич­ны для млад­шей (7-9 клас­сы) и стар­шей (10 и 11 клас­сы) групп. Мак­си­маль­ная сумма бал­лов за ро­бо­то­тех­ни­че­ские со­рев­но­ва­ния: 60 бал­лов. Мак­си­маль­ная сумма бал­лов за одно за­да­ние: 20 бал­лов. Рас­пре­де­ле­ние бал­лов за­да­ния по во­про­сам:

Во­прос 1 — мак­си­маль­ная оцен­ка 2 балла;

Во­прос 2 — мак­си­маль­ная оцен­ка 4 балла;

Во­прос 3 — мак­си­маль­ная оцен­ка 4 балла;

Во­прос 4 — мак­си­маль­ная оцен­ка 10 бал­лов.

Классификатор: Оп­ти­ка. Осве­щен­ность