сайты - меню - вход - но­во­сти


Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Тип 0 № 4217
i

Как из­вест­но, одним из спо­со­бов теп­ло­об­ме­на яв­ля­ет­ся menло­про­вод­ность. В этом ме­ха­низ­ме теп­ло­та пе­ре­да­ет­ся бла­го­да­ря меж­мо­ле­ку­ляр­ным вза­и­мо­дей­стви­ям от более го­ря­чих об­ла­стей тел к более хо­лод­ным. Ко­ли­че­ство теп­ло­ты  дель­та Q, про­те­ка­ю­щее за время  дель­та t через объём ве­ще­ства с пло­ща­дью по­пе­реч­но­го се­че­ния S,

прямо про­пор­ци­о­наль­но раз­но­сти тем­пе­ра­тур \Delta T=T_2 минус T_1 и об­рат­но про­пор­ци­о­наль­но рас­сто­я­нию l (см. рис. слева):  дель­та Q=\kappa умно­жить на дробь: чис­ли­тель: S \Delta T, зна­ме­на­тель: I конец дроби дель­та t . Ко­эф­фи­ци­ент про­пор­ци­о­наль­но­сти \kappa за­ви­сит от ве­ще­ства и на­зы­ва­ет­ся ко­эф­фи­ци­ен­том теп­ло­про­вод­но­сти. До­пу­стим, что у нас есть 100 раз­ных ве­ществ, ко­эф­фи­ци­ен­ты теп­ло­про­вод­но­сти ко­то­рых от­ли­ча­ют­ся друг от друга на 5 \% (у пер­во­го ве­ще­ства это k, у вто­ро­го  минус 1,05 умно­жить на \kappa, у тре­тье­го  минус левая круг­лая скоб­ка 1,05 пра­вая круг­лая скоб­ка в квад­ра­те умно­жить на k и так далее. Из оди­на­ко­вых по вы­со­те ци­лин­дри­че­ских слоев всех этих ве­ществ (оди­на­ко­во­го се­че­ния, по од­но­му слою для каж­до­го ве­ще­ства) скле­и­ли ци­линдр и вста­ви­ли его между двумя па­рал­лель­ны­ми по­верх­но­стя­ми ве­ществ, одно из ко­то­рых го­ря­чее дру­го­го (цен­траль­ный ри­су­нок). Слои «клея» такие тон­кие, что не вли­я­ют на теп­ло­про­вод­ность. Вто­рой раз между этими по­верх­но­стя­ми при той же раз­но­сти их тем­пе­ра­тур вста­ви­ли два ци­лин­дра та­ко­го же се­че­ния и длины, один из ко­то­рых це­ли­ком из­го­тов­лен из пер­во­го ве­ще­ства, а вто­рой - из со­то­го (пра­вый ри­су­нок). Во сколь­ко раз пе­ре­дан­ное за се­кун­ду тепло во вто­ром слу­чае боль­ше, чем в пер­вом (раз­ность тем­пе­ра­тур под­дер­жи­ва­ет­ся не­из­мен­ной в те­че­ние до­ста­точ­но дол­го­го вре­ме­ни). Объём между по­верх­но­стя­ми ва­ку­у­ми­ро­ван, из­лу­че­ни­ем можно пре­не­бречь. При­ме­ча­ние: Вы легко мо­же­те до­ка­зать, а потом ис­поль­зо­вать ал­геб­ра­и­че­ское тож­де­ство:

1 минус q в сте­пе­ни левая круг­лая скоб­ка N пра­вая круг­лая скоб­ка = левая круг­лая скоб­ка 1 минус q пра­вая круг­лая скоб­ка левая круг­лая скоб­ка 1 плюс q плюс q в квад­ра­те плюс \ldots плюс q в сте­пе­ни левая круг­лая скоб­ка N минус 1 пра­вая круг­лая скоб­ка пра­вая круг­лая скоб­ка .

Спрятать решение

Ре­ше­ние.

Рас­смот­рим сна­ча­ла поток через «сло­и­стый» ци­линдр. В уста­но­вив­шем­ся ре­жи­ме поток тепла  левая круг­лая скоб­ка дробь: чис­ли­тель: дель­та Q_1, зна­ме­на­тель: дель­та t конец дроби пра­вая круг­лая скоб­ка оди­на­ков для всех слоев. Пусть  дель­та T_n  — из­ме­не­ние тем­пе­ра­ту­ры в n-ом слое с ко­эф­фи­ци­ен­том теп­ло­про­вод­но­сти \kappa_n=\kappa умно­жить на левая круг­лая скоб­ка 1,05 пра­вая круг­лая скоб­ка в сте­пе­ни левая круг­лая скоб­ка n минус 1 пра­вая круг­лая скоб­ка умно­жить на Из со­об­щен­но­го в усло­вии за­ко­на Фурье сле­ду­ет, что  дель­та T_n= дробь: чис­ли­тель: дель­та l, зна­ме­на­тель: S_\kappa_n конец дроби умно­жить на дробь: чис­ли­тель: \partial Q_1, зна­ме­на­тель: дель­та t конец дроби (где  дель­та l= дробь: чис­ли­тель: l, зна­ме­на­тель: N конец дроби   — тол­щи­на слоя). Сум­ми­руя все эти из­ме­не­ния от пер­во­го до по­след­не­го (N-го) слоя, по­лу­чим пол­ную раз­ность тем­пе­ра­тур между по­верх­но­стя­ми:

\Delta T= дробь: чис­ли­тель: l, зна­ме­на­тель: S_\kappa N конец дроби умно­жить на дробь: чис­ли­тель: \partial Q_1, зна­ме­на­тель: \partial t конец дроби левая квад­рат­ная скоб­ка 1 плюс левая круг­лая скоб­ка дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: 1,05 конец дроби пра­вая круг­лая скоб­ка плюс левая круг­лая скоб­ка дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: 1,05 конец дроби пра­вая круг­лая скоб­ка в квад­ра­те плюс \ldots плюс левая круг­лая скоб­ка дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: 1,05 конец дроби пра­вая круг­лая скоб­ка в сте­пе­ни левая круг­лая скоб­ка N минус 1 пра­вая круг­лая скоб­ка пра­вая квад­рат­ная скоб­ка .

C уче­том ал­геб­ра­и­че­ско­го тож­де­ства, ко­то­рое упо­ми­на­лось в при­ме­ча­нии, сумма в скоб­ке равна

 левая квад­рат­ная скоб­ка 1 минус левая круг­лая скоб­ка дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: 1,05 конец дроби пра­вая круг­лая скоб­ка в сте­пе­ни левая круг­лая скоб­ка N пра­вая круг­лая скоб­ка пра­вая квад­рат­ная скоб­ка левая квад­рат­ная скоб­ка 1 минус левая круг­лая скоб­ка дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: 1,05 конец дроби пра­вая круг­лая скоб­ка пра­вая квад­рат­ная скоб­ка =21 левая квад­рат­ная скоб­ка 1 минус левая круг­лая скоб­ка дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: 1,05 конец дроби пра­вая круг­лая скоб­ка в сте­пе­ни левая круг­лая скоб­ка N пра­вая круг­лая скоб­ка пра­вая квад­рат­ная скоб­ка .

 

Сле­до­ва­тель­но, с уче­том того, что N=100:

 дробь: чис­ли­тель: \partial Q_1, зна­ме­на­тель: дель­та t конец дроби = дробь: чис­ли­тель: S \kappa \Delta T, зна­ме­на­тель: l конец дроби дробь: чис­ли­тель: 100, зна­ме­на­тель: 21 конец дроби левая квад­рат­ная скоб­ка 1 минус левая круг­лая скоб­ка дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: 1,05 конец дроби пра­вая круг­лая скоб­ка в сте­пе­ни левая круг­лая скоб­ка 100 пра­вая круг­лая скоб­ка пра­вая квад­рат­ная скоб­ка в сте­пе­ни левая круг­лая скоб­ка минус 1 пра­вая круг­лая скоб­ка \approx 4,7257 умно­жить на дробь: чис­ли­тель: S \kappa \Delta T, зна­ме­на­тель: l конец дроби .

Во вто­ром слу­чае общий поток есть сумма по­то­ков через два ци­лин­дра:

 дробь: чис­ли­тель: \partial Q_2, зна­ме­на­тель: дель­та t конец дроби = дробь: чис­ли­тель: S_\kappa_1 \Delta T, зна­ме­на­тель: l конец дроби плюс дробь: чис­ли­тель: S_\kappa_100 \Delta T, зна­ме­на­тель: l конец дроби = дробь: чис­ли­тель: S_\kappa \Delta \Delta T, зна­ме­на­тель: l конец дроби левая квад­рат­ная скоб­ка 1 плюс левая круг­лая скоб­ка 1,05 пра­вая круг­лая скоб­ка в сте­пе­ни левая круг­лая скоб­ка 99 пра­вая круг­лая скоб­ка пра­вая квад­рат­ная скоб­ка \approx 126,2393 умно­жить на дробь: чис­ли­тель: S_\kappa \Delta T, зна­ме­на­тель: l конец дроби .

В ре­зуль­та­те по­лу­ча­ем, что во вто­ром слу­чае за се­кун­ду дей­стви­тель­но пе­ре­да­ет­ся боль­ше тепла, чем в пер­вом, в

x= дробь: чис­ли­тель: 21, зна­ме­на­тель: 100 конец дроби левая квад­рат­ная скоб­ка 1 плюс левая круг­лая скоб­ка 1,05 пра­вая круг­лая скоб­ка в сте­пе­ни левая круг­лая скоб­ка 99 пра­вая круг­лая скоб­ка пра­вая квад­рат­ная скоб­ка 1 минус левая круг­лая скоб­ка дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: 1,05 конец дроби пра­вая круг­лая скоб­ка в сте­пе­ни левая круг­лая скоб­ка 100 пра­вая круг­лая скоб­ка пра­вая квад­рат­ная скоб­ка \approx 26,7 раза.

Если в про­цес­се вы­чис­ле­ний пре­не­бре­гать 1 по срав­не­нию с  левая круг­лая скоб­ка 1,05 пра­вая круг­лая скоб­ка в сте­пе­ни левая круг­лая скоб­ка 99 пра­вая круг­лая скоб­ка и  левая круг­лая скоб­ка дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: 1,05 конец дроби пра­вая круг­лая скоб­ка в сте­пе­ни левая круг­лая скоб­ка 100 пра­вая круг­лая скоб­ка по срав­не­нию с 1, то ошиб­ка будет не очень боль­шой:

x \approx дробь: чис­ли­тель: 21, зна­ме­на­тель: 100 конец дроби левая круг­лая скоб­ка 1,05 пра­вая круг­лая скоб­ка в сте­пе­ни левая круг­лая скоб­ка 9 пра­вая круг­лая скоб­ка \approx 26,3.

Ответ: в x= дробь: чис­ли­тель: 21, зна­ме­на­тель: 100 конец дроби левая квад­рат­ная скоб­ка 1 плюс левая круг­лая скоб­ка 1,05 пра­вая круг­лая скоб­ка в сте­пе­ни левая круг­лая скоб­ка 9 пра­вая круг­лая скоб­ка пра­вая квад­рат­ная скоб­ка левая квад­рат­ная скоб­ка 1 минус левая круг­лая скоб­ка дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: 1,05 конец дроби пра­вая круг­лая скоб­ка в сте­пе­ни левая круг­лая скоб­ка 100 пра­вая круг­лая скоб­ка пра­вая квад­рат­ная скоб­ка \approx 26,7 раза.

 

Ком­мен­та­рий. На­зва­ние за­да­чи «теп­ло­вые ре­зи­сто­ры» свя­за­но с тем, что можно усмот­реть явную ана­ло­гию между за­ко­ном Ферми для теп­ло­про­вод­но­сти и за­ко­ном Ома для элек­три­че­ско­го тока, со­глас­но ко­то­ро­му заряд  дель­та Q, про­те­ка­ю­щее за время  дель­та t через обืъем ве­ще­ства дли­ной l с пло­ща­дью по­пе­реч­но­го се­че­ния S, про­пор­ци­о­на­лен на­пря­же­нию (раз­но­сти по­тен­ци­а­лов):  дель­та Q= дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: \rho конец дроби умно­жить на дробь: чис­ли­тель: S U, зна­ме­на­тель: l конец дроби дель­та t . Здесь роль теп­ло­про­вод­но­сти иг­ра­ет ве­ли­чи­на, об­рат­ная удель­но­му со­про­тив­ле­нию ρ (ку­дель­ная про­во­ди­мость s), а роль раз­но­сти тем­пе­ра­тур - на­пря­же­ние. Таким об­ра­зом, наша за­да­ча ана­ло­гич­на за­да­че о по­сле­до­ва­тель­ном и па­рал­лель­ном со­еди­не­нии ре­зи­сто­ров: в пер­вом слу­чае у нас це­поч­ка 100 по­сле­до­ва­тель­но со­еди­нен­ных ре­зи­сто­ров, а во вто­ром  — два па­рал­лель­но со­еди­нен­ных, и от­но­ше­ние токов равно об­рат­но­му со­от­но­ше­нию «со­про­тив­ле­ний».

Классификатор: МКТ и тер­мо­ди­на­ми­ка. Теп­ло­про­вод­ность