Для изготовления барабана Чебурашка использовал размеченную «в клеточку» посеребрённую тонкую кожу. Пока кожа была нерастянута, размер всех клеточек был
Сначала объясним сам эффект фокусировки. Сразу после того, как кожу натянули на кольцо барабана, кожа образовывала плоскую поверхность. Поскольку кожа растянута однородно, то в этом состоянии у неё везде одно и то же поверхностное натяжение σ, которое есть сила, требуемая для удержания вместе краев короткого прямолинейного разреза на единицу длины разреза. После же того, как давление в барабане понизили, натянутая кожа изменила свою форму, будучи эластичной. Поскольку разница давлений по разные стороны кожи везде одна и та же, и однородно её поверхностное натяжение, то кожа должна принять форму элемента сферы радиуса R. Теперь всё готово для того, чтобы сказать, что отражение света от металлизированной кожи происходит как от сферического зеркала. Фокусировка параллельного пучка происходит на расстоянии Формула Лапласа позволяет найти радиус сферы,
Поверхностное натяжение кожи свяжем с силой сжатия кольца по той же формуле Лаплаca:
В результате получаем, что
Наша модель работает при том условии, если степень растяжения кожи до и после откачки давления изменилась незначительно по сравнению с уже имеющимся растяжением, достигнутым после того, как кожа была натянута на кольцо. Это уже имеющееся растяжение определяется параметром Проверим это условие. Угол, под которым видно кольцо барабана из центра сферы (элемент которой образует кожа) равен
Таким образом, действительно, дополнительно растяжение мало по сравнению с исходным растяжением кожи.
Ответ: 1,5 м.