сайты - меню - вход - но­во­сти


Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Тип 21 № 5688
i

На ри­сун­ке при­ве­де­на кар­ти­на ди­фрак­ции рент­ге­нов­ских лучей от мно­го­слой­ной плен­ки, оса­жден­ной на под­лож­ку, при­чем из­вест­но, что при оса­жде­нии че­ре­до­ва­лись слои двух раз­лич­ных со­ста­вов. Длина волны рент­ге­нов­ских лучей со­став­ля­ла 1,54, а по оси x от­ло­жен удво­ен­ный брэг­гов­ский угол 2q.

1.  Какую ин­фор­ма­цию о плен­ке можно из­влечь из пред­став­лен­но­го скана?

2.  Поль­зу­ясь гра­фи­ком, оце­ни­те ос­нов­ные па­ра­мет­ры плен­ки в на­но­мет­рах.

Спрятать решение

Ре­ше­ние.

Урав­не­ние Вуль­фа-Брэг­га для рас­се­я­ния рент­ге­нов­ских лучей имеет вид: 2d синус фи =\lambda, а тол­щи­на соя на под­лож­ке (так как ко­эф­фи­ци­ент по­гло­ще­ния в за­да­нии не задан) t\mu_пог= дробь: чис­ли­тель: синус фи , зна­ме­на­тель: 2 конец дроби на­ту­раль­ный ло­га­рифм дробь: чис­ли­тель: I_0, зна­ме­на­тель: I конец дроби , где t  — тол­щи­на слоя,  фи   — угол ди­фрак­ции,  дробь: чис­ли­тель: I_0, зна­ме­на­тель: I конец дроби   — от­но­си­тель­ная ин­тен­сив­ность рас­се­ян­ных рент­ге­нов­ских лучей, d  — рас­сто­я­ние (пе­ри­од) между двумя от­ра­жа­тель­ны­ми плос­ко­стя­ми кри­стал­ли­че­ский струк­ту­ры или какой-либо сло­и­стой струк­ту­ры. Эти дан­ные можно из­влечь из при­ве­ден­ной ди­фрак­ци­он­ной кар­ти­ны, на ко­то­рой про­смат­ри­ва­ет­ся два мак­си­му­ма.

1)  2 фи =1,8 гра­ду­сов ,\lambda=1,54нм, d= дробь: чис­ли­тель: \lambda, зна­ме­на­тель: 2 синус фи конец дроби =10 в сте­пе­ни левая круг­лая скоб­ка минус 9 пра­вая круг­лая скоб­ка м, t\mu_пог=0,09.

2)  2 фи =0,5 гра­ду­сов ,\lambda=1,54нм, d= дробь: чис­ли­тель: \lambda, зна­ме­на­тель: 2 синус фи конец дроби =176 умно­жить на 10 в сте­пе­ни левая круг­лая скоб­ка минус 9 пра­вая круг­лая скоб­ка м, t\mu_пог=0,03.

 

Ответ: 1) d=1нм, 2) d=176нм.

Спрятать критерии
Критерии проверки:

За пра­виль­ный раз­вер­ну­тый ответ: на пер­вый пункт — 3 балла; на вто­рой пункт — 7 бал­лов.

Классификатор: Экс­пе­ри­мент. Экс­пе­ри­мент 10−11