Два одинаковых однородных массивных стержня соединены легким шарниром O. Один из стержней кладут на опору A так, что точка касания делит его в отношении 3:5 (см. рис.). Положение опоры B для второго стержня подбирают таким образом, чтобы система была в положении равновесия, показанном на рисунке (первый стержень горизонтален, второй наклонен под углом ). При каких значениях коэффициента трения между опорами и стержнями это возможно? Трением в шарнире пренебречь.
Обозначим коэффициент трения между опорами и стержнями через длину стержней через L, массу — через m.
Все силы, действующие на стержни, изображены на Рис. 7. По третьему закону Ньютона, сила, с которой горизонтальный стержень действует через шарнир на наклоненный стержень, равна по величине и обратна по направлению силе, с которой наклоненный стержень действует на горизонтальный. Удобно разложить эти силы на вертикальные и горизонтальные составляющие. На Рис. 7 они обозначены через N и F, соответственно. Силы реакции и действующие на стержни со стороны опор A и B, также оказывается целесообразным разложить на вертикальные и горизонтальные составляющие NA и FA, NB и FB, соответственно. Обратите внимание, что в случае опоры B проекции NB и FB не совпадают с силой нормальной реакции опоры и силой трения, соответственно. Для того чтобы получить последние, и необходимо спроецировать силу на оси нормальную и параллельную наклонному стержню. Наконец, на стержни действует притяжение со стороны земли. На Рис. 7 силы F изображены в предположении, что шарнир расталкивает стержни. Противоположный случай будет рассмотрен позже.
Выпишем второй закон Ньютона для горизонтального стержня в проекции на вертикальную и горизонтальную оси:
Аналогично для второго стержня имеем
Рассмотрим относительно шарнира моменты всех сил, действующих на левый стержень (сум-ма всех моментов в равновесии должна быть равна нулю):
Решая систему получившихся уравнений (1), (2) и (3), получаем
Обозначим через x расстояние от шарнира O до точки, в которой необходимо разместить опору B. Тогда для второго стержня правило моментов дает
По условию, угол наклона второго стержня равен 45°, а значит, Таким образом, из (14) для положения опоры B получаем: где мы для удобства ввели обозначение Из последнего выражения видно, при разных значения горизонтальной проекции силы в шарнире F, опору B нужно размещать в разных местах. При этом величина x лежит в интервале [0; L] при любом неотрицательном значении параметра s.
Мы нашли положение опоры B, считая, что равновесие системы существует. Однако для ответа на вопрос задачи, необходимо иное: нужно исследовать, при каких значениях коэффициента трения между стержнями и опорами это положение равновесие вообще возможно. В некотором смысле, это “обратная” задача. Обычно в задаче известен коэффициент трения, и необходимо найти, например, действующие в системе силы. Здесь же, напротив, мы сами распоряжаемся силами, а именно, горизонтальной проекцией силы в шарнире F, и пытаемся разобраться, при каких значениях можно подобрать такое значение F, чтобы система была в равновесии.
Начнем исследовать систему. Рассмотрим сначала поподробнее случай, изображенный на Рис. 7: сила в шарнире расталкивает стержни. Положение равновесия определяется отсутствием проскальзывания между опорами и стержнями. Для того, чтобы стержни не проскальзывали, необходимо, чтобы касательная составляющая силы реакции опоры не превосходила перпендикулярную составляющую умноженную на коэффициент трения:
Для опоры A данное условие сводится к следующему:
Исследуем теперь проскальзывание стержня на опоре B. Касательная и нормальная составляющие силы реакции равны, соответственно,
Рассмотрим сперва случай или, что тоже самое Найдем, возможно ли равновесие систем при таких значениях силы F в шарнире и чему должен быть равен при этом коэффициент трения Условие отсутствия проскальзывания дает в этом случае
Рассматривая совместно неравенства (5) и (6), легко видеть, что для существования решения (т. е. такого значения силы F, при котором возможно равновесие), необходимо, чтобы выполнялось условие
Исследуем теперь случай
Неравенство, аналогичное (6), имеет вид
При µ < 1 неравенства (5) и (7) не имеют решений одновременно. При условие (8) выполняется автоматически. Для существования совместного решения неравенств (5) и (8) необходимо
Таким образом, в области не существует никаких положений равновесия с новыми по сравнению с областью значениями коэффициента трения
Остается рассмотреть случай, когда сила F в шарнире стягивает стержни. Данная ситуация изображена на Рис. 8. Аналогично, можно ввести расстояние x от шарнира до опоры B. Из правила моментов получаем:
где, как и раньше, мы используем обозначение
Касательная и нормальная составляющие силы реакции опоры в этом случае равны
Условие непроскальзывания сводится к неравенству
Из последней оценки видно, что коэффициенты трения, при которых возможно равновесие, заведомо не меньше 1. Следовательно, данная область также не доставляет нам качественно новых значений
На этом заканчивается анализ всех возможных случаев. Ответом является объединение всех найденных областей изменения коэффициентов трения
Ответ: равновесие системы, при котором левый стержень горизонтален и делится точкой касания опоры A в отношении 3:5, а правый стержень наклонен под углом 45° возможно при