Электротележка движется по дороге со скоростью V. На задней колёсной оси жёстко закреплена квадратная токопроводящая рамка со стороной 2a. При движении колёс рамка вращается (см рис.), располагаясь в однородном магнитном поле индукции B, направленном вдоль скорости тележки. Для торможения в цепь рамки включают сопротивление. При какой величине сопротивления R колеса не будут проскальзывать при торможении? Коэффициент трения колеса о дорогу масса автомобиля m, нагрузка на все колёса одинаковая. Радиус колеса r, сопротивлением рамки и массой колеса пренебречь.
Будем задавать поворот рамки углом между плоскостью рамки и вертикалью (см. рис. 12). Так как первоначально тележка едет равномерно, где — угловая скорость вращения рамки.
При этом поток магнитного поля через рамку равен где S = 4a2 — площадь рамки.
Этот поток меняется со временем, значит, в рамке присутствует ЭДС индукции, равная
Если в рамку включено сопротивление R, в ней возникает ток
направленный так, чтобы компенсировать изменение магнитного потока. Значит, на рамку с током будет действовать сила Ампера.
Из рис. 12, 13 видно, что для отрезков рамки, расположенных в вертикальной плоскости, силы Ампера не создаёт вращательного момента, они направлены перпендикулярно плоскости рисунка.
Для двух оставшихся отрезков рамки (перпендикулярных плоскости рисунка) сила Ампера будет равна Вращательный момент, тормозящий колесо, будет равен для каждого отрезка а для обоих отрезков — в два раза больше. Подставляя Fa и I, найдём суммарный момент силы Ампера, вращающий рамку (и колесо вместе с ней)
Этот суммарный вращательный момент будет тормозить оба колеса, достигая максимального значения при т. е. в моменты, когда рамка горизонтальна.
При торможении вращения на каждое колесо начинает действовать сила трения Fтр, которая также создаёт суммарный вращательный момент в обоих колёсах, равный 2rFтр. При отсутсвии проскальзывания так что суммарный момент силы трения не превосходит
Условие движения колёс без проскальзывания означает, что моменты сил, действующие на колёса, должны быть скомпенсированы Действительно, по условию задачи массой колёс следует пренебречь. Если моменты сил, действующие на колёса, не скомпенсированы, лёгкие колёса приобретут бесконечно большое угловое ускорение, в то время как поступательное движение массивной тележки будет осуществляться с конечным ускорением; конечно, это не согласуется с движением без проскальзывания.
Приравнивая максимальные суммарные моменты силы трения и силы Ампера, получим
Если R больше этого значения, момент силы Ампера будет меньше, и тележка поедет без проскальзывания. Если же R меньше — может начать проскальзывать в самый же первый момент.
Из ответа также видно, что с уменьшением скорости V величина R уменьшается, так что если проскальзывания нет в начальный момент торможения, то оно не появится и далее.
Ответ: сопротивление должно быть больше, чем