сайты - меню - вход - но­во­сти


Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Тип 0 № 73
i

Элек­тро­те­леж­ка дви­жет­ся по до­ро­ге со ско­ро­стью V. На зад­ней колёсной оси жёстко за­креп­ле­на квад­рат­ная то­ко­про­во­дя­щая рамка со сто­ро­ной 2a. При дви­же­нии колёс рамка вра­ща­ет­ся (см рис.), рас­по­ла­га­ясь в од­но­род­ном маг­нит­ном поле ин­дук­ции B, на­прав­лен­ном вдоль ско­ро­сти те­леж­ки. Для тор­мо­же­ния в цепь рамки вклю­ча­ют со­про­тив­ле­ние. При какой ве­ли­чи­не со­про­тив­ле­ния R ко­ле­са не будут про­скаль­зы­вать при тор­мо­же­нии? Ко­эф­фи­ци­ент тре­ния ко­ле­са о до­ро­гу \mu, масса ав­то­мо­би­ля m, на­груз­ка на все колёса оди­на­ко­вая. Ра­ди­ус ко­ле­са r, со­про­тив­ле­ни­ем рамки и мас­сой ко­ле­са пре­не­бречь.

Спрятать решение

Ре­ше­ние.

Будем за­да­вать по­во­рот рамки углом  альфа между плос­ко­стью рамки и вер­ти­ка­лью (см. рис. 12). Так как пер­во­на­чаль­но те­леж­ка едет рав­но­мер­но,  альфа = \omega t, где \omega = дробь: чис­ли­тель: V, зна­ме­на­тель: r конец дроби   — уг­ло­вая ско­рость вра­ще­ния рамки.

При этом поток маг­нит­но­го поля через рамку равен \Phi левая круг­лая скоб­ка t пра­вая круг­лая скоб­ка = BS ко­си­нус \omega t, где S  =  4a2  — пло­щадь рамки.

Этот поток ме­ня­ет­ся со вре­ме­нем, зна­чит, в рамке при­сут­ству­ет ЭДС ин­дук­ции, рав­ная

E = минус дробь: чис­ли­тель: d \Phi, зна­ме­на­тель: d t конец дроби =B S \omega синус \omega t=4 B a в квад­ра­те \omega синус \omega t.

Если в рамку вклю­че­но со­про­тив­ле­ние R, в ней воз­ни­ка­ет ток

I= дробь: чис­ли­тель: \varepsilon, зна­ме­на­тель: R конец дроби = дробь: чис­ли­тель: 4 B a в квад­ра­те V синус альфа , зна­ме­на­тель: r R конец дроби ,

на­прав­лен­ный так, чтобы ком­пен­си­ро­вать из­ме­не­ние маг­нит­но­го по­то­ка. Зна­чит, на рамку с током будет дей­ство­вать сила Ам­пе­ра.

Из рис. 12, 13 видно, что для от­рез­ков рамки, рас­по­ло­жен­ных в вер­ти­каль­ной плос­ко­сти, силы Ам­пе­ра не создаёт вра­ща­тель­но­го мо­мен­та, они на­прав­ле­ны пер­пен­ди­ку­ляр­но плос­ко­сти ри­сун­ка.

Для двух остав­ших­ся от­рез­ков рамки (пер­пен­ди­ку­ляр­ных плос­ко­сти ри­сун­ка) сила Ам­пе­ра будет равна F_A = 2IBa. Вра­ща­тель­ный мо­мент, тор­мо­зя­щий ко­ле­со, будет равен для каж­до­го от­рез­ка F_A a синус альфа , а для обоих от­рез­ков  — в два раза боль­ше. Под­став­ляя Fa и I, найдём сум­мар­ный мо­мент силы Ам­пе­ра, вра­ща­ю­щий рамку (и ко­ле­со вме­сте с ней)

2 F_A a синус альфа =4 I B a в квад­ра­те синус альфа = дробь: чис­ли­тель: 16 B в квад­ра­те a в сте­пе­ни левая круг­лая скоб­ка 4 пра­вая круг­лая скоб­ка V синус в квад­ра­те альфа , зна­ме­на­тель: r R конец дроби .

Этот сум­мар­ный вра­ща­тель­ный мо­мент будет тор­мо­зить оба ко­ле­са, до­сти­гая мак­си­маль­но­го зна­че­ния 16B в квад­ра­те a в сте­пе­ни 4 V /rR при  альфа = 0, т. е. в мо­мен­ты, когда рамка го­ри­зон­таль­на.

При тор­мо­же­нии вра­ще­ния на каж­дое ко­ле­со на­чи­на­ет дей­ство­вать сила тре­ния Fтр, ко­то­рая также создаёт сум­мар­ный вра­ща­тель­ный мо­мент в обоих колёсах, рав­ный 2rFтр. При от­сут­свии про­скаль­зы­ва­ния F_тр мень­ше \mu mg/4, так что сум­мар­ный мо­мент силы тре­ния не пре­вос­хо­дит \mu mgr/2.

Усло­вие дви­же­ния колёс без про­скаль­зы­ва­ния озна­ча­ет, что мо­мен­ты сил, дей­ству­ю­щие на колёса, долж­ны быть ском­пен­си­ро­ва­ны Дей­стви­тель­но, по усло­вию за­да­чи мас­сой колёс сле­ду­ет пре­не­бречь. Если мо­мен­ты сил, дей­ству­ю­щие на колёса, не ском­пен­си­ро­ва­ны, лёгкие колёса при­об­ре­тут бес­ко­неч­но боль­шое уг­ло­вое уско­ре­ние, в то время как по­сту­па­тель­ное дви­же­ние мас­сив­ной те­леж­ки будет осу­ществ­лять­ся с ко­неч­ным уско­ре­ни­ем; ко­неч­но, это не со­гла­су­ет­ся с дви­же­ни­ем без про­скаль­зы­ва­ния.

При­рав­ни­вая мак­си­маль­ные сум­мар­ные мо­мен­ты силы тре­ния и силы Ам­пе­ра, по­лу­чим

 дробь: чис­ли­тель: 16 B в квад­ра­те a в сте­пе­ни левая круг­лая скоб­ка 4 пра­вая круг­лая скоб­ка V, зна­ме­на­тель: r R конец дроби = дробь: чис­ли­тель: \mu m g r, зна­ме­на­тель: 2 конец дроби \quad рав­но­силь­но \quad R= дробь: чис­ли­тель: 32 B в квад­ра­те a в сте­пе­ни левая круг­лая скоб­ка 4 пра­вая круг­лая скоб­ка V, зна­ме­на­тель: \mu m g r в квад­ра­те конец дроби .

Если R боль­ше этого зна­че­ния, мо­мент силы Ам­пе­ра будет мень­ше, и те­леж­ка по­едет без про­скаль­зы­ва­ния. Если же R мень­ше  — может на­чать про­скаль­зы­вать в самый же пер­вый мо­мент.

Из от­ве­та также видно, что с умень­ше­ни­ем ско­ро­сти V ве­ли­чи­на R умень­ша­ет­ся, так что если про­скаль­зы­ва­ния нет в на­чаль­ный мо­мент тор­мо­же­ния, то оно не по­явит­ся и далее.

 

Ответ: со­про­тив­ле­ние долж­но быть боль­ше, чем 32B в квад­ра­те a в сте­пе­ни 4 V /\mu mg r в квад­ра­те .

Классификатор: Элек­тро­ди­на­ми­ка. Явл. эл-магн. ин­дук­ции. Закон эл-магн. ин­дук­ции